ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ПОДВИГЕ ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ

Город Пермь с 1940 по 1957 год носил название «Молотов», он был и остается крупным промышленным центром, где работают предприятия разных отраслей. В первую очередь это, конечно же, предприятия тяжелой промышленности.

В годы Великой Отечественной войны все предприятия Перми были переориентированы на нужды военного времени и внесли существенный вклад в Победу.

Мы считаем, что пермяки в годы войны показали свой характер и стальную выдержку, а их город достоин носить звание «Город трудовой доблести».

Предлагаем вспомнить о героизме трудовых коллективов и достижениях предприятий, для которых единство фронта и тыла было смыслом жизни в те тяжелые годы.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Всего в годы великой Отечественной войны 11 орденами было награждено 9 предприятий, при этом завод № 172 им. Ленина был награжден 3 орденами.

Кроме того, предприятия Перми за победу во Всесоюзном соревновании неоднократно награждались переходящими Красными знаменами.

Благодарность от Верховного Главнокомандующего получили:

 

МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД № 19 ИМ. СТАЛИНА

 Одним из крупнейших промышленных предприятий Перми был Моторостроительный завод № 19 им. Сталина (сейчас это АО «ОДК-Пермские моторы»).

Потребность в авиационных моторах с первых дней Великой Отечественной войны была значительной, с июня по декабрь 1941 года завод № 19 был единственным предприятием в СССР, продолжавшим серийный выпуск авиационных моторов. Остальные заводы в это время находились в состоянии эвакуации.

В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 8 заводов-смежников, эвакуированных из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда, 2 конструкторских бюро. За короткое время все прибывшее оборудование было введено в строй, а производственно-техническая база завода № 19 расширилась на 65% к довоенному уровню.

С 1941 года завод № 19 начал выпуск нового мотора воздушного охлаждения М-82 (разработан опытно-конструкторским бюро завода № 19 под руководством главного конструктора А.Д. Швецова), в основе конструкции которого лежала принципиально новая схема – двухрядная звезда. Мотор М-82 был установлен на истребитель Ла-5. Проверка в боевых условиях показала, что этот двигатель воздушного охлаждения был более надежным, чем двигатели водяного охлаждения: продолжал работать даже после попадания снаряда в некоторые его детали.

Двигатели, разработанные А.Д. Швецовым, настолько хорошо показали себя в боях, что в 1944 году маркировка «М» была заменена на «АШ» – Аркадий Швецов. В 1943 году за создание мотора АШ-82 опытно-конструкторское бюро завода № 19 было награждено орденом Ленина. В 1942 году «за выдающееся достижение в области авиационного моторостроения, поднимающее оборонную мощь Советского Союза», А.Д. Швецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. За выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения в годы Великой Отечественной войны А.Д. Швецов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалям, он стал лауреатом четырех Сталинских премий.

За успешную доводку мотора АШ-82 главный инженер завода А.И. Валединский в 1943 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В мае 1942 года директором завода № 19 был назначен А.Г. Солдатов. Новый директор усовершенствовал организацию работы предприятия. У подчиненных он поощрял четкость, дисциплину, ответственность, инициативу. Под его руководством завод № 19 освоил и серийно выпускал авиационные моторы АШ-82, АШ-82Ф, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-62ИР. Двигатели стояли на боевых самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2, ЛаГГ-3, Пе-8, Су-2.

Труд А.Г. Солдатова в годы войны отмечен орденами Ленина, Кутузова 1‑й степени и Отечественной войны 1-й степени, он стал лауреатом Сталинской премии.

Заводом № 19 за годы войны было произведено более 31 тыс. моторов, что составляет 15% от общего количества авиамоторов, выпущенных в те годы в СССР.

В годы Великой Отечественной войны значительно изменился состав рабочих завода. Ушедших на фронт рабочих-мужчин заменили женщины и подростки. В годы войны на заводе работали более 7 тыс. подростков. Увеличился рабочий день, нормы выработки.

В цехах появились «двухсотники», работавшие за себя и ушедшего на фронт товарища. Перевыполнение плана на 300–400% стало нормой. Включившись в 1942 г. во Всесоюзное социалистическое соревнование, некоторые рабочие завода перевыполняли дневной план более чем на 600%. Среднее выполнение норм составляло 144%.

Завод № 19 в 1942 году 7 месяцев подряд становился победителем во Всесоюзном соревновании за переходящее Красное знамя ГКО среди предприятий отрасли. Всего в годы войны завод № 19 получал переходящее Красное знамя ГКО 19 раз. В 1945 году переходящее Красное знамя ГКО было оставлено коллективу на вечное хранение. За годы войны 359 работников завода были награждены орденами и медалями. В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов завод № 19 был награжден орденом Красного Знамени.

 

ЗАВОД № 172 ИМ. МОЛОТОВА

Завод № 172 им. Молотова (современное название - ПАО «Мотовилихинские заводы») к началу Великой Отечественной войны был одним из крупнейших металлургических предприятий в стране, осваивал производство артиллерии и боеприпасов.

В начале войны завод № 172 оказался практически единственным предприятием в стране, которое поставляло фронту артиллерийское вооружение. Кроме этого завод выпускал и отправлял другим оборонным предприятиям артиллерийские пру­жины, орудийные щиты, тонкую броню, лист для станин, авиационные штамповки и конструкционный лист, танковый прокат, артиллерийские поковки, штамповки и фа­сонные отливки.

В первые месяцы войны на площадке завода было размещено оборудование и рабочие 4 эвакуированных заводов из Москвы и Московской области, а также военная часть производств Московского автозавода им. Сталина. Позднее особое конструкторское бюро из Ленинграда. В кратчайшие сроки была осуществлена перестройка производства.

За июль – декабрь 1941 года выпуск военной техники на заводе № 172 увеличился на 60%, среднемесячный выпуск стали – в 2,5 раза; проката – на 10%. К концу 1942 года производительность возросла в 10,2 раза.

Конструкторы работавшего на заводе особого конструкторского бюро (ОКБ-172), ведущую роль в котором играл М.Ю. Цирульников, модернизировали 45-мм пушку образца 1937 года. Орудия нового образца стали поступать на фронт с начала 1942 года, спустя полгода с завода выходило ежемесячно до 700 пушек. 45-мм противотанковая пушка («сорокопятка», «Аннушка») – одна из самых распространенных в годы войны.

Второе круп­ное достижение – полковая 76-мм пуш­ка образца 1943 года («полковушка»). Она заменила 76-мм полковую пушку образца 1927 года и стала легким, особо метким, скорострельным орудием.

Инженерами завода № 172 была доработана 122-мм пушка А-19 – тяжелая дальнобойная пушка. Ни одна арт­подготовка наших войск не обходилась без этого грозного оружия. Именно А-19 20 апреля 1945 года первыми открыли огонь по Берлину.

За разработку новых типов артиллерийского вооружения в 1942 г. конструкторы Ф.Ф. Петров, А.Н. Булашев, В.А. Ильин, С.П. Гуренко были удостоены Сталинской премии.

В 1943 году заводу было поручено за месяц создать мощную пушку для танка КВ. Главный конструктор С.П. Гуренко предложил установить на КВ ствол 152-мм пушки МЛ-20. Это предложение позволило совместно с Челябинским танковым заводом создать самоходное орудие САУ-152. Первая партия САУ-152 1 марта 1943 года прибыла в Курск, где ожидалось применение немецких тяжелых танков «тигр» и средних «пантера». За эффективное уничтожение этих немецких танков САУ-152 позднее получила неформальное наименование «Зверобой». За разра­ботку САУ-152 конструктор С.П. Гуренко второй раз удо­стоен Сталинской премии. Завод № 172 до конца войны выпускал орудия для самоходных артиллерийских установок (СУ-152 и ИСУ-152).

Также заводом выпускались 45-мм морская универсальная пушка М‑13, 107-мм корпусная пушка образца 1940 года (М-60).

Всего завод № 172 произвел в годы войны более 48 тыс. артиллерийских систем, т.е. каждую четвертую, произведенную в стране. Сверх плана было выпущено вооружение для 116 артиллерийских полков.

Кроме того, завод выпускал в больших количествах сопла для «Катюш», снаряды, мины, высококачественный металл, прокат, поковки, снабжая ими свыше 200 заводов Урала и Сибири.

В 1942 году за выдающиеся заслуги в деле организации производства, освоение новых видов артиллерийского и стрелкового вооружения и умелое руководство заводом директору завода А.И. Быховскому было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Его труд в годы войны был отмечен двумя орденами Ленина (1942, 1944), орденом Суворова (1945), орденом Отечественной войны I степени (1945).

В 1943 году за успешное освоение и внедрение технологии выплавки легированных сталей в основных печах и широкое внедрение сталей-заменителей главный металлур­г завода В.И. Привалов и начальник техбюро сталеплавильного цеха М.В. Ивановский стали лауреатами Сталинской премии.

Самоотверженная борьба за всемерное увеличение выпуска продукции для фронта развернулась во всех цехах предприятия. К концу войны на заводе насчитывалось 145 фронтовых бригад, в которых трудилось около 2400 человек.

Завод № 172 выступил инициатором Всесоюзного социалистического соревнования в отрасли. Коллектив завода 15 раз получал переходящее знамя ЦК ВКП(б), впоследствии оно было передано заводу на вечное хранение. На вечное хранение заводу также было передано переходящее Красное знамя 10-го добровольческого гвар­дейского Уральско-Львовского тан­кового корпуса.

К концу войны 557 работников завода были награждены орденами. За годы Великой Отечественной войны завод № 172 был награжден тремя орденами: орденом Трудового Красного Знамени (1942 г.), орденом Красного Знамени (1944 г.), орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

 

ЗАВОД № 98 ИМ. КИРОВА

 

Вся тяжесть обеспечения армии и промышленности дымным порохом, прессованными изделиями и малогазовыми составами легла на завод № 98 им. Кирова (ныне ФКП «Пермский пороховой завод»).

Пороховая промышленность в начале войны оказалась в сложном положении. В результате стремительного наступления вражеских войск 5 заводов из 7, производивших пироксилиновые пороха, вынуждены были прекратить работы, эвакуировать оборудование и рабочих. Единственный в стране завод № 59, дававший 9 тыс. тонн баллиститных порохов в год, был выведен из строя в связи с оккупацией Украины.

В июле 1941 года завод принял и разме­стил специалистов и оборудование 4 ленинградских пороховых заводов (№ 6, 52, 59, 101). Начался сроч­ный монтаж оборудования. В течение нескольких месяцев оборудование эвакуированных заводов было введено в строй. Уже в августе 1941 года на базе оборудования эвакуированного завода № 52 заработало производство безгазовых составов.

С осени 1941 года на заводе ускоренными темпами завершалось строительство цехов для производства баллиститных порохов для реактивных снарядов. Всего за 4 месяца в жестокие морозы была сооружена первая очередь баллиститного производства. Работа шла параллельно с возведением стен зданий цехов.

В январе 1942 года директором завода был назначен Д.Г. Бидинский.

Весной 1942 года Государ­ственный комитет обороны дал задание в кратчайший срок резко увеличить выпуск зарядов для «катюш». Были приняты чрезвычайные меры по наращиванию производственных мощностей. Все работники завода были переведены на казарменное положение. Продолжитель­ность рабочего дня установили 14-16 часов. В мастерских нитрации с особо вредными условиями труда работали в три смены по 8 часов. Полуголодные, не досыпая, страдая от холода и переутомления, люди мужественно стояли у станков. Трудились с полной отдачей сил, перекры­вая постоянно растущие нормы.

В марте 1943 года началось производство ракетных порохов (для «катюш») по новейшей технологии - непрерывной (шнековой). Ее разработали в особом техническом бюро при заводе № 98 (ОТБ-98) под руководством А.С. Бакаева. Разработчиком был старший инженер особого технического бюро при заводе № 98 Д.И. Гальперин.

Новая технология подняла производительность труда на 40%, а выпуск порохо­вых зарядов к реактивным снарядам М-13 увеличилось вдвое. Летом 1943 г. реактивные снаряды, изготовленные этим способом, были применены в боях на Курской дуге.

Гальперину принадлежит идея замены дефицитного компонента («централита») доступной и дешевой окисью магния, необходимой для создания новой марки пороха «НМ».

В 1943 году за успешное выполнение заданий правительства по разработке новой технологии и за внедрение в производство новой аппаратуры 44 работника ОТБ-98 и завода были награждены орденами и медалями. А.С. Бакаев награжден орденом Трудового Красного Знамени, Д.И. Гальперин – орденом «Знак Поче­та».

В 1943 году завод выпустил в два раза больше порохов, чем в предыдущем – 22268 тонн, в следующем году – еще в полтора раза больше. Всего за 1941–1945 годы выпуск продукции уве­личился в 43 раза.

За годы войны пороховой промышленностью страны было изготовлено более 14 млн ракетных зарядов. Две трети из них было изготовлено на заводе № 98.

В годы войны более 1000 рабочих завода были награждены орденами и медалями. За годы Великой Отечественной войны завод 17 раз был победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании удерживая у себя переходящее Красное Знамя ГКО. Позднее оно было передано заводу на вечное хранение. В 1945 году завод был награжден орденом Красного Знамени. 

ПЕРМСКИЙ ЗАВОД № 339 

В первые месяцы Великой Отечественной войны карбюраторных заводов в СССР было два – московский завод № 33 и пермский завод № 339 (сейчас это АО «ОДК-СТАР»), который строился как дублер московского.

Вопрос об эвакуации московского завода № 33 на Урал начал решаться в первые дни войны. В октябре 1941 года, когда немецкие войска приблизились к столице, было принято решение о немедленной и полной эвакуации завода № 33 и опытно-конструкторского бюро. Эвакуируемый завод должен был разместиться на территории завода № 339. Заводы № 33 и № 339 объединялись в одно предприятие, получившее номер 33. Директором его стал А.Г. Солдатов. К моменту прибы­тия последнего эшелона с оборудованием и рабочими завод в Перми уже приступил к производству агрегатов. В период войны завод № 33 был единственным в стране заводом по выпуску авиационных агрегатов.

Особое место в организации производства заняло внедрение конвейерного и поточ­ного метода. Уже в апреле 1942 году конвейер был применен на сборке одного из самых массовых агрегатов – К-105. В результате производство К-105 было увеличено в два раза. В 1944 г. на конвейер поставили производство другого изделия - К-107. За введе­ние поточного метода народный комиссар авиапрома объявил благодарность и награ­дил значком «Отличник социалистического соревнования» 62 работника завода.

В 1941–1943 годы на заводе были окончательно доработаны и освоены тех­нологически АК-82БП, АК-88Б, а также вновь сконструированы и введены в серийное производство АК-107А, в опытное - ВК-82.

В июле 1943 году на заводе был создан филиал опытного конструкторского бюро, кото­рый проводил работу по инженерному обеспечению выпуска серийных агрегатов. Пермяки самостоятельно выполнили ряд разработок новых конструкций деталей, уз­лов и агрегатов: РПД-82, К-14В, КМП-100.

Агрегаты из Перми использовались в моторах, которые стояли на бронированных штур­мовиках ИЛ-2, знаменитом истребителе ЯК-3, ЛА-5 и ЛА-7, пикирую­щих бомбардировщиках ПЕ-2, тяжелых бомбардировщиках ИЛ-4.

За годы войны советская промышленность дала фронту более 136 тыс. 800 боевых самолетов. Все они были оснащены карбюраторами, сошедшими с пермс­кого конвейера – их было выпущено 1 млн 107 тыс. штук.

Коллектив завода № 33 в военные годы практически полностью состоял из молодежи, и в городе его часто назвали «молодежным заводом».

В феврале 1942 года на заводе началось соревнование за переходящее Красное знамя Красной Армии. Сотни лучших рабочих носили почетные звания «Стахановец военно­го времени», «Стахановец-двухсотник», «Стахановец-трехсотник». «Двухсотник» озна­чало, что человек работал за двоих, «трехсотник» - за троих.

В марте 1942 года заводу № 33 было присуждено второе место среди промышленных предприятий Перми в сорев­новании с бойцами Северо-Западного фронта. В июле того 1942 года – третье место во всесоюзном соревновании предприятий Наркопромавиа. В 1944 году коллектив завода дважды занимал второе место среди предприятий авиационной промышленности.

За образцовое выполнение задания правительства по выпуску агрегатов для боевых самолетов в 1945 г. завод № 33 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 

ЗАВОД № 10 ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО 

В годы Великой Отечественной войны завод № 10 им. Дзержинского (ныне ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского») серийно выпускал боеприпасы. Основным видом продукции стали взрыватели КТМ-1-У, КТМЗ-1-У для снарядов к танковым и противотанковым, полковым и дивизионным пушкам, к дивизионным гаубицам, МГ-8 - для осколочно-трассирующих снарядов к зенитным пушкам, М-50 - для осколочных мин.

Всего отправлено на фронт было около 180 млн единиц боеприпасов. Каждый 3-й снаряд, поступавший на вооружение ар­мии, был оснащен взрывателем, выпущенном на заводе № 10.

Основной задачей, которую ГКО поставил перед заводом, было максимальное увели­чение объемов военной продукции. С технической точки зрения решить ее можно было только одним путем - за счет достижения максимально возможных режимов резания на механическом оборудовании.

За годы войны объем производства на пред­приятии возрос в 2,8 раза, производительность труда – в 2,5 раза.

Помимо боеприпасов завод выпускал и другую продукцию. В период подготовки к форсированию Днепра было налажено производство подвесных лодочных моторов.

26 июня 1941 года коллектив цеха № 5 обратился к трудящимся города Перми с при­зывом о переходе на 11-часовой рабочий день вместо 8‑часового.

После ухода на фронт опытных рабочих-мужчин их места в цехах заняли подростки и женщины. Учиться профессии им при­шлось прямо у станков, для этого на базе предприятия была создана школа ФЗО № 9. В этой школе прошли обучение более полутора тысяч подростков, в основном эвакуированных из оккупированных областей. За три месяца им давали необходи­мые навыки для работы за станком.

В 1942 году за образцовое выполнение заданий правительства по производ­ству боеприпасов завод им. Дзержинского был награжден орденом Ленина.

В 1945 году за вклад завода № 10 в производство боеприпасов директор завода В.Я. Далингер был награжден орденом Ленина. 

ОСОБАЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНАЯ ЧАСТЬ № 29 (ОСМЧ-29)

Государственный Союзный строительный трест №29 был основан в 1938 году в г. Молотове для производства работ на двух оборонных заводах № 98 и № 10. В июле 1941 года трест № 29 был преобразован в Особую строительно-монтажную часть № 29 (ОСМЧ-29) и отнесен к категории треста-площадки.

Несмотря на то, что многие квалифицированные работники были призваны на фронт, объем выполненных строительно-монтажных работ в 1941 году был в 2,5 раза больше, чем в 1940 году, причем 84% этого объема выполнено во втором полугодии первого года войны.

Для завода № 98 было сдано 52 производственных здания общим объемом 109687 куб.м. Кроме того, введено жилья 29765 кв.м., в том числе бараков 10625 кв.м. и 9400 кв.м. палаток.

Нехватку строительных материалов удалось компенсировать за счет упрощения строительных конструкций и применения местных строительных материалов. Огромную роль в этом сыграла строительная лаборатория треста. В 1941 году руководителем строительной лаборатории стал В.А. Розов, московский профессор, оказавшийся в Перми в связи с эвакуацией.

По предложениям и рецептам лаборатории изготовлялись теплоизоляционные скорлупы, пекобетонные изоляционные трубы на основе каменноугольного пека и песчано-гравийной смеси; изготавливалась даже сухая гипсовая штукатурка, армированная отходами целлюлозы Краснокамского бумкомбината. Профессор Розов провел большую серию экспериментов по изучению глиноземистого цемента и, прежде всего, анализу его твердения при отрицательных температурах. Была разработана своя система плавки, обжига и закалки стекла. К концу 1943 года уже выпускалось до 50 кв.м. стекла в сутки.

В 1942 г. главной задачей ОМСЧ-29 было обеспечить ввод мощностей на заводе № 98. С этой программой строителям и монтажникам удалось справиться. В эксплуатацию были введены 75 зданий, 37300 метров водопроводных и теплофикационных сетей, 86 600 метром канализационных сетей, торцовых дорог – 46 тыс. кв.м., железных дорог узкой колеи – 8 200 метров. Производственные мощности завода № 98 в 1942 году увеличились в 4,5 раза.

В 1943 году самым значительным событием ОСМЧ № 29 стал ввод в эксплуатацию завода демпферного гипса. Этот материал был в условиях строительной лаборатории испытан на водоустойчивость, морозостойкость, устойчивость при вспышке, прочность на сжатие и растяжение. Эти показатели подтвердили высокое качество (для условий военного времени) нового материала

50 лучших работников ОСМЧ № 29 были награждены правительственными наградами, в том числе и боевыми (Отечественной войны I степени и Красной Звезды).

За образцовое выполнение заданий правительства по строительству заводов боеприпасов в годы Великой Отечественной войны трест № 29 Народного комиссариата по строительству в 1945 году был награжден орденом Отечественной войны I степени и Особой грамотой Верховного Совета СССР.

ЗАВОД № 260

Завод № 260 (с 1956 года Молотовский, затем Пермский велосипедный завод) был эвакуирован в г. Молотов в октябре 1941 года из г. Владимира.

В связи с поздним приездом и отсутствием в городе свободных площадей завод был разгружен в чистом поле. В течение 3 месяцев в условиях суровой зимы предприятие было построено на новом месте. В феврале на за­снеженной равнине встали первые 4 деревянных корпуса. Рабочие завода сами рыли котлованы под фундаменты, бетонировали площадки, устанавливали станки. Первоначально люди жили в палатках и одновременно строили жилые бараки.

Уже в марте 1942 года был закончен монтаж оборудования цехов и завод выдал первую продукцию на новом месте: взрыватели М-50 для минометных снарядов, МД-5, МД-6 для 23-мм и 25-мм бронебойных снарядов, МГ-8 к снарядам для зенитных пушек, К-20 к авиационным снарядам.

Несмотря на трудности организационного периода, к октябрю 1942 года завод выполнял производственный план на 107,6%. а всего за год работы по товарной продукции программа была выполнена на 131%, по валовой – на 124,5%.

В 1943 году освоено производство новых взрывателей – МД-7 и МД-8, выпуск увеличен в 2,2 раза. За первое полугодие 1943 года было изготовлено продук­ции в 4 раза больше, чем за первое полугодие 1942 года. Выпуск же продукции в сентябре 1943 года по сравнению с январем увели­чился на 66%.

В годы Великой Отечественной войны 108 работников завода были награждены орденами, более 2700 – медалями.

За успешное выполнение заданий ГКО по организации массового производства боеприпасов в 1945 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. 


ЗАВОД № 344 НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

В годы Великой Отечественной войны завод № 344 Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР (ныне ООО «Верхнекамский судостроительный комплекс) выпускал бронекатера – речные танки.

В начале Великой Отечественной войны на завод было эвакуировано до 60% производства Ленинградского судоремонтного завода «Судомех», Керченского судостроительного, Коломенского машиностроительного заводов, Мытищинского завода № 532.

В годы войны завод также перешел на массовое производство корпусов артиллерийских снарядов: в 1941 году выпущено 15000 снарядов; в 1942 году – 40000 снарядов; в 1943 году – 70000 снарядов.

Кроме того было освоено производство боеприпасов и минно-тральное производство (противолодочные и противоторпедные сети). В то время (и до недавнего времени) завод был единственным в стране производителем минно-трального вооружения для Военно-морского флота.

В начале 1942 года завод приступил к серийному выпуску бронекатеров (изделие № 1125). Восемь из них в соответствии с заданием ГКО в течение года предприятие должно было направить на вооружение военно-морского флота.

Всего было построено 132 бронекатера. С конца 1944 года на вооружении катера были ракетные установки «Катюша».

Бронекатера проекта 1125 принимали участие в боях в составах Пинской, Днепровской, Волжской, Дунайской, Амурской, Онежской флотилий.

В годы войны на заводе был отмечен резкий рост производительности труда: по состоянию на июль 1941 года стахановцы производства перевыполняли нормы на 300% и более.

В октябре 1944 года тридцать пять рабочих и служащих завода были представлены к правительственным наградам, в том числе один человек – к награждению орденом Ленина, два человека – орденом Трудового Красного Знамени и два человека – орденом Красной Звезды.

Директор завода И.С. Прибыльский за свой вклад в дело Победы был награжден орденом Отечественной войны 1 степени (1945) и двумя орденами Красной Звезды (1944, 1945).

За заслуги в обеспечении армии и флота в годы Великой Отечественной войны военной техникой, вооружением и боеприпасами в 1985 году завод был награжден орденом Отечественной войны I степени. 

ПАРОВОЗНОЕ (ЛОКОМОТИВНОЕ) ДЕПО СТАНЦИИ ПЕРМЬ II 

Героически трудились и пермские железнодорожники, рабочие Паровозного (локомотивного) депо станции Пермь II.

В начале Великой Отечественной войны многие железнодорожники были мобилизованы в армию. На место ушедших мужчин пришли женщины и подростки. На должности кочегаров, слесарей принимали учащихся железнодорожных ФЗО. В 1943 году женщины составляли 50% работающих, подростки и молодежь - 15%.

С июня 1943 года переведены на 11-часовой рабочий день работники вагонного и паровозного депо, ремонтные рабочие пути, путеобходчики.

Осенью 1941 года ГКО и НКПС дали задание Пермскому паровозному депо создать бронепоезд. Коммунисты депо решили построить его своими силами. 15 ноября инициатива одобрена собранием активистов Кагановичского района. Работники пермской железной провели ряд воскресников и собранные деньги отчислили в фонд постройки бронепоезда.

Команда бронепоезда «Молотовский рабочий» сформирована из железнодорожных рабочих и служащих Молотова, Березников, Лысьвы, Чусового, Кизела. 2 декабря 1941 года бронепоезд выведен на главный путь и двинулся на запад на защиту Москвы.

В марте 1942 года был построен бронепоезд «Александр Невский», а в апреле 1942 – бронепоезд «Александр Суворов».

По несколько суток рабочие не выходили из депо, если от этого зависело выполнение срочного ремонта. Рабочие депо систематически перевыполняли план. Как и всех предприятиях, здесь были организованы фронтовые бригады. Росло количество стахановцев: в первом квартале 1943 году их было 399 человек, в августе того же года – 518 человек.

Многие пермские железнодорожники были награждены орденами и медалями. В 1943 году Пермскому паровозному депо вручено знамя ГКО. Позднее оно было оставлено депо на вечное хранение. 

ПАРОВОЗОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД ИМ. А.А. ШПАГИНА 

В годы Великой Отечественной войны коллектив Паровозоремонтного завода им. А.А. Шпагина внес большой вклад в выполнение военных заказов Государственного комитета обороны СССР.

В годы войны завод принял на свою территорию 4 эвакуированных завода (Конотопский, Харьковский, Великолукский, Мичуринский).

Завод ремонтировал поврежденную железнодорожную технику (более 700 паровозов разных типов). Построил два бронепоезда и забронировал один бронепаровоз.

Бронепоезда – бронированные подвижные железнодорожные составы, предназначенные для огневой поддержки войск и ведения самостоятельных боевых действий в железнодорожной полосе. В Великой Отечественной войне сыграли свою роль в прикрытии крупных железнодорожных узлов и станций.

В марте 1942 принят комиссией бронепоезд «Григорий Котовский», 1 апреля 1942 года – «Николай Щорс». Бронепоезда уходили на фронт с личным составом из числа рабочих, участвовавших в их изготовлении.

Заводом были оборудованы также вагоны специального назначения – базы бронепоездов (штабные, санитарные, вагоны-кухни, вагоны-бани, вагоны-клубы, вагоны-мастерские) для 44-го и 26-го дивизионов. Бронепоезда прошли боевой путь до Восточной Пруссии.

В 1945 году по всем наименованиям продукции выполнение плана коллективом завода составило от 100 до 261%.

Большая группа работников завода в годы войны являлась стахановцами и ударниками.

Успешная работа завода не раз отмечалась руководством страны. В декабре 1944 года по итогам Всесоюзного социалистического соревнования Молотовский паровозоремонтный завод получил премию Народного комиссариата путей сообщения СССР. Заводу было вручено Красное знамя ГКО. Позднее оно было передано заводу на вечное хранение.

 УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА № 31/38 НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Управление строительства № 31/38 Народного Комиссариата путей сообщения занималось строительством производственных, служебно-технических сооружений в пределах современной Свердловской железной дороги и ее узлах, подъездных железнодорожных путей к промышленным предприятиям.

Рабочие расширяли пропускную способность на участке железной дороги Пермь – Киров, на участке Пермь – Чусовская на трех перегонах протяжением километра: Мотовилиха – Кислотный, Кислотный – Левшино и Левшино – Адищево и др.

Управление строительства было награждено переходящим Красным знаменем ВЦСПС и Народного комиссариата путей сообщения. Позднее Красное знамя было оставлено ему на вечное хранение. 

МОЛОТОВСКИЙ СУПЕРФОСФАТНЫЙ ЗАВОД ИМ. С. ОРДЖОНИКИДЗЕ

Во время войны на территории Молотовского суперфосфатного завода им. С. Орджоникидзе было размещено оборудование, эвакуированное с Горловского АТЗ, Дорогомиловского химического завода, Воскресенского химического завода, Константиновского завода, Рубежанского химкомбината № 624. Для его установки использовались свободные площади, бытовые и подсобные помещения.

Завод выпускал 16 видов продукции для фронта – фосфор желтый, зажигательная смесь КС, анилин, серную кислоту, нитробензол, дихлорамин, менохлорамин, утролит и другие виды продукции, используемые в том числе как сырье для боеприпасов (зажигательные и дымовые снаряды и мины). В феврале 1943 года на заводе был разработан новый состав для бутылок с зажигательной смесью, таким образом, именно химический завод в городе Молотов выпускал «молотовский коктейль».

Среднее по заводу выполнение норм выработки составляло 148%. К концу 1943 года количество стахановцев увеличилось на 23%, ударников – на 20%.

По итогам декабря 1944 года завод занял первое место по Наркомату химической промышленности во Всесоюзном социалистическом соревновании. В январе 1945 года заводу было присуждено переходящее Красное Знамя ГКО, которое оставалось там вплоть до июня 1945 года. 

МОЛОТОВСКИЙ ЗАВОД ТЕЛЕФОННЫХ АППАРАТОВ № 629 

В июле 1941 г. решением СНК СССР Ленинградский электромеханический завод № 8 и строившийся Пермский телефонный завод были объединены в одно предприятие, директором назначен Ф.И. Иванов. 20 августа 1941 г. образован Молотовский завод телефонных аппаратов. 18 сентября 1941 г. ему присвоен № 629.

9 августа эшелон с оборудованием частично эвакуированного в Прикамье ленинградского завода встал под разгрузку на подъездных путях машиностроительного завода имени Ф.Э. Дзержинского.

3авод до эвакуации производил телеграфную аппаратуру, в эвакуации переключился на выпуск полевых телефонных аппаратов УНА-Ф-31, УНА-Ф-42 и деревянных ящиков к ним. В октябре первые полевые телефонные аппараты отправились на фронт. В ноябре 1942 года, в честь 25-й годовщины Октябрьской революции, сверх плана были изготовлены полевые телефонные аппа­раты для обеспечения 5 дивизий. В 1943 году выпуск телефонов возрос в полтора раза.

3авод был единственным поставщиком для фронта аппара­тов УНА-Ф-42 и к концу 1943 года выпустил их свыше 230 тыс. Потребность в них была полностью удовлетворена, и предприятие перешло на изготов­ление телефонных аппаратов УЦБ и УЦБ АТС (унифицированный настольный телефонный аппарат центральной батареи для городских и междугородных сетей связи) для нужд как Красной Армии, так и освобож­денных от немецкой оккупации районов.

В 1945 году объем производства завода по сравнению с 1942 годом вырос в два раза.

За годы войны значительно возросла производительность труда на заводе. Если в 1942 году завод произвел 11279 единиц валовой продукции, то в 1945 году – 23376 единиц.

В 1944 году совместным решением Народного комиссариата электротехнической промышленности и ВЦСПС за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании телефонному заводу присуждено переходящее Красное знамя. 

КАМСКОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО 

Героически трудились в годы Великой Отечественной войны работники Камского речного пароходства.

В первой половине 1945 году в пароходстве в социалистическом соревновании участвовало 3127 стахановцев и 3448 ударников.

В 1942 г. Камскому речному пароходству было присуждено переходящее Красное Знамя ВЦСПС и Наркомречфлота и премия. Многие работники пароходства были награждены орденами и медалями. Пермскому порту неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя ГКО.

Сведения предоставлены Пермским государственным архивом социально-политической истории: Ф. 1. Оп. 22. Д. 239. Л. 11, 31; Ф. 1. Оп. 22. Д. 285. Л. 22–35; Ф. 105. Оп. 8. Д. 109. Л. 42; Ф. 105. Оп. 8. Д. 381. Л. 55; Ф. 105. Оп. 8. Д. 382. Л. 9, 18; Ф. 105. Оп. 9. Д. 420. Л. 6; Ф. 105. Оп. 10. Д. 543. Л. 10–11; Ф. 105. Оп. 10. Д. 588. Л. 2, 8, 11; Ф. 105. Оп. 11. Д. 530. Л. 31; Ф. 105. Оп. 354. Д. 188. Л. 111, 171; Ф. 5738. Оп. 27. Д. 55. Л. 18, 126; Ф. 5738. Оп. 27. Д. 57. Л. 114; Ф. 5738. Оп. 27. Д. 58. Л. 18, 26, 34; Ф. 5738. Оп. 27. Д. 59. Л. 103, 147; Ф. 5738. Оп. 27. Д. 60. Л. 90, 96, 148; Ф. 5738. Оп. 27. Д. 62. Л. 180; Ф. 5738. Оп. 27. Д. 63. Л. 92, 112, 122, 158; Ф. 5738. Оп. 27. Д. 64. Л. 32, 70, 86, 94, 96; Ф. 5738. Оп. 27. Д. 65. Л. 38, 56, 88, 102, 119, 125, 129, 133; Ф. 5738. Оп. 27. Д. 66. Л. 162.